Восстановление Донбассэнерго
24.04.2025
Гитлеровское командование группы армий «Юг» пыталось всеми силами и средствами задержать фронт на Миусе и Северском Донце. Поступила директива с категорическим требованием о том, что Донецкий бассейн «должен быть эвакуирован в хозяйственном отношении и полностью разрушен… Все, что не может быть эвакуировано, подлежит разрушению, в особенности водонапорные и электрические станции, вообще всякие силовые и трансформаторные, шахты, заводские сооружения, средства производства всех видов, урожай, который не может быть вывезен, деревни и дома…». Полностью уничтоженной оказалась силовая электросеть.
Посетивший израненную Горловку поэт Владимир Сосюра так описал увиденное:
Я пам’ятаю Горлівки руїни
І плач вітрів в розірваних дротах
Од вибухів розкидані цеглини,
Що, де не глянь, перетинали шлях.
Сльоза вогнем спливала по щоці,
Не вщухли ще пожарів дими,
І у лице будинки, як мерці,
Дивилися порожніми очима…
Еще шла битва на подступах к Донбассу, а специалисты уже намечали планы восстановительных работ. 16 октября 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление «О неотложных задачах по восстановлению системы водообеспечения Донбассводтреста и предприятий Наркомчермета в Донбассе». В нем намечались мероприятия, обеспечивающие частичное восстановление электростанций на «Азовстали», Енакиевском, Макеевском, Донецком, Краматорском металлургических заводах, на паровозостроительном и Ворошиловградском, Пантелеймоновском динасовом заводах суммарной мощностью 84,6 тысячи киловатт.
Трудное положение было по всей стране, но Советское правительство выделило для восстановления и развития энергетики Донбасса в течение 1943-1945 годов 167 миллионов рублей, не считая расходов на восстановление промышленно-заводских электростанций.
На помощь донецким энергетикам пришла вся страна. В годы блокады в Ленинграде был изготовлен для Макеевского металлургического завода турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт. Но потом его переадресовали Зуевской ГРЭС.
Завод «Электросила» изготовил 43 электродвигателя мощностью 100 киловатт каждый, 8 электродвигателей мощностью от 500 до 1000 5 электрических машин постоянного киловатт, тока. Шли эшелоны со строительными материалами, силовым и телефонным кабелем. Из Улан-Уде прислали стекло, из Свердловска сто сварочных аппаратов, из Перми и Котласа - древесину, цемент.
В Донбасс была командирована группа проектировщиков ленинградского отделения треста «Теплоэлектропроект». Вскоре сюда стало возвращаться и демонтированное оборудование.
Все силы были брошены на восстановление Зугрэса, как одной из самых крупных электростанций. (Как ее восстанавливали в отдельной статье прочитаете)
В ночь на 1 января 1944 года города и поселки Донбасса погрузились во мрак. Мало кто из собравшихся тогда за скромными новогодними столами знал причину случившегося. А произошло вот что. На Зуевской ГРЭС в машинном зале, над которым еще не успели возвести крышу, начали испытывать первую пятидесятитысячную турбину. Ей надо было дать мощный толчок, «развернуть», как говорят энергетики. И все энергопоезда Донбасса, которые в ту пору были единственным источником энергоснабжения, отключив абонентов, дали ток Зуевской ГРЭС — первой на донецкой земле восставшей из руин. 9 января 1944 г. Зуевская ГРЭС дала первый промышленный ток. В эксплуатацию был введен турбогенератор мощностью 50 тыс. кВт. Второй турбогенератор такой же мощности дал промышленный ток 20 мая 1944 г. Было отремонтировано пять паровых котлов. Проводилась подготовка к введению в эксплуатацию четвертого и пятого турбогенераторов. Успешно шли работы на Южно-Донецкой и Штеровской ГРЭС. В результате самоотверженного труда строителей первый турбогенератор Штеровской ГРЭС мощностью 22 тыс. кВт 2 мая 1944 г. дал промышленный ток. Ровно через месяц начал работать второй турбогенератор мощностью 10 тыс. кВт.
Одновременно велись работы по возрождению энергетики заводов, шахт. Страшному разрушению подвергли гитлеровцы Северодонецкую ГРЭС. Эстакады топливоподачи обрушены, днища барабанов парогенераторов подорваны. Но за 17 суток требовалось пустить невероятным, первую турбину. Срок казался тем более что не хватало рабочих. Из ремесленного училища пришли 15-17-летние юноши и девушки. Плохо одетые, не всегда сытые. У них порою не хватало сил, чтобы поднимать тяжести. С помощью ручных лебедок привели в действие мостовой кран в машинном зале. Вручную стали вращать станки для обработки деталей. Работы не прекращались круглые сутки. Ночью котельный и машинный залы освещали кострами, факелами. И все-таки в намеченный срок - 10 января 1944 года первый турбогенератор дал электроэнергию. Дело пошло заметно быстрее. Турбину в 3 тысячи киловатт восстанавливали уцелевших деталей и из того, что удавалось раздобыть. Наркомат установил срок пуска три месяца, а работу выполнили за три дня.
За самоотверженный труд по восстановлению энергетического хозяйства 1 апреля 1945 года группа работников «Донбассэнерго» была удостоена орденов и медалей. Ордена Ленина - газосварщик И. М. Добров, директор Зуевской ГРЭС, Ф. П. Юдин, главный инженер И. П. Копельян, ордена Трудового Красного Знамени - директор Штеровской электростанции В. И. Шепелев и главный инженер Е. Н. Лимин.
Восстановление Днепрограсса
Донецк в годы войны
Донецк в годы оккупации
Женский труд на войне
Разрушенный Донбасс 1943, г.